В музее-усадьбе «Люблино» собираются отпраздновать Всемирный день театра

Дата: 27 Марта 2021

27 марта по всему миру чествуют работников театра. В преддверии этого красивого международного праздника мы хотим познакомить вас с одаренным актером и писателем конца XVIII – начала XIX вв. Петром Алексеевичем Плавильщиковым.

Драматург родился в первый месяц весны – 24 марта 1760 года в Москве. С детства Плавильщиков любил чтение, знал многие произведения наизусть. По совету друга семьи профессора Д.С. Аничкова был отдан в университетскую гимназию. По ее окончании талантливый юноша поступил в Московский Университет на факультет философии. Также он проявлял интерес и к другим наукам: истории, математике, физике и даже медицине, а еще освоил три иностранных языка. Несмотря на многогранность своих интеллектуальных способностей, молодой человек отдал предпочтение не науке, а храму Мельпомены. Сначала он играл в студенческом театре при университете, а затем на придворной сцене в Санкт-Петербурге. По воспоминаниям современников, ему в равной степени удавались роли и трагические, и комические. Но, «имея круглое лицо и приятные голубые глаза», он не мог производить особенного впечатления в отображении сильных страстей, негативных эмоций, к примеру, мнительности или злобы. Это был актер преимущественно положительного сценического характера.

В 1790-х годах Петр Алексеевич прибыл в столицу. В этот период он начал работать с частными крепостными театрами, в том числе, после приглашения Н.А. Дурасова, являлся руководителем театральной труппы в усадьбе «Люблино». О прекрасной игре актеров, выходивших на эти подмостки, была наслышана вся Москва.

В народе Плавильщикова также знают как драматурга. Однако собрание сочинений в 4-х томах увидело свет только после смерти писателя. Впрочем, интерес вызывают и его статьи о театральных подмостках, в которых он высказывается против подражания западной культуре, но в пользу «самобытного российского вкуса». Он считал, что театр полезен в изучении своей истории, а потому в нем должно быть больше «отечественности, то есть народности, знания родного языка, быта, обычаев». В актерской же работе выступал за тонкую искусную игру, в постановке комедий был против грубых шуток, отдавая предпочтение внутреннему комизму.

К сожалению, в наши дни имя Плавильщикова малоизвестно. Тем не менее его вклад в развитие русского театра весьма ощутим, а некоторые взгляды на драматическое искусство не потеряли своей актуальности даже спустя 200 лет.